Йоулупкки, Пэр-Ноэль, Шаланд, Юлниссаар, Йыулувана, Хызыр Ильяс, Шахта баба, Кор Бобо… сказочные герои, а на самом деле только один по имени Николай

Опубликовал   |  -

Всех их объединяет одно — быть добрым, чтобы радовать детей и возможно, принести, хотя бы раз в году, капельку счастья в мешке. Все такие разные но одинаково добрые.

На праздновании нового года Дед Мороз появился в конце XIX века. Этот старик с длиной седой бородой не просто приходит поздравить с новым годом, но и приносит с собой целый мешок новогодних подарков. Обязательный атрибут новогодней моды Деда Мороза – это теплая синяя шуба и шапка, а также посох, с помощью которого Дед Мороз творит магию. Но в разных странах зовут деда мороза по-разному: Санта-Клаус, Пэр-Ноэль, Юлниссаар, Йыулувана или даже Кор Бобо…

6

На Руси знаменитый дедушка, Дед Мороз, Мороз Красный нос, Мороз-воевода, – это Святитель Николай, Николай Чудотворец. Его одеждой уже издавна является теплая красная шуба с белым мехом. Борода у Деда Мороза густая и седая. Приходит он в гости только к тем, кто хорошо себя вел весь год и непременно приносит новогодние подарки. Также с ним вместе всегда его внучка Снегурочка. Дед Мороз и Снегурочка в вашем доме – это непременный атрибут нового года. И новый год 2016 – не исключение.

В США, Канаде, Великобритании и странах Западной Европы его зовут Санта-Клаус. Он одет в красную курточку, поскольку в более теплом климате шуба ему не так нужна. Курточка оторочена мехом. На голове Санты – непременный красный колпак. Он летает на санях над странами и, пробираясь в дом через дымоход, раскладывает свои подарки под елку.

В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупкки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом. Финский Дед Мороз также приносит свои новогодние поздравления и подарки.

А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана и он похож на своего финского родственника.

В Швеции имеется целых два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом – Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках, но только для тех, кто хорошо себя вел весь год.

4

Во Франции тоже два Деда Мороза. Одного зовут Пэр-Ноэль, что означает Отец Рождество. Он добрый и приносит детям в корзине подарки. Второго зовут Шаланд (Chalande). Этот бородатый старик носит меховую шапку и теплый дорожный плащ. В его корзине спрятаны розги для непослушных и ленивых детей.
Как не парадоксально, но на Кипре Деда Мороза зовут Василий. Простое русское имя простого киприотского Деда Мороза.

В Италии к детям приходит старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зола.

В Стране Басков Деда Мороза зовут Олентцеро. Он одет в национальную домотканную одежду и носит с собой фляжку хорошего испанского вина.

3

В Румынии Деда Мороза, или «снежного дедушку», зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.
В Монголии Дед Мороз похож на пастуха. Он одет в мохнатую шубу и большую лисью шапку. На боку у него табакерка, кремень и огниво, а в руках – длинный кнут.

В Узбекистане его зовут Кор Бобо. Выглядит он точно также, как и русский Дед Мороз. В кишлаки Кор Бобо въезжает на ослике, навьюченном мешками с новогодними подарками.

В Азербайджане Деда Мороза зовут Шахта баба ( Шахта -мороз баба-дед). Одет точно так же как Дед Мороз и дарит подарки тоже так же. Снегурочка Гар гыз (гар-снег гыз- девочка) также, как и русского Деда Мороза, всегда сопровождает его.

В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.

Родословная Деда Мороза

Как ни странно, наш Дед Мороз относительно молод, он стал появляться на новогодних праздниках всего-то сто с небольшим лет назад. А Снегурочка и вообще юна, она стала постоянной спутницей Деда Мороза только в послевоенные годы. Но обо всем по порядку. Это сейчас Дед Мороз добродушен и щедр, готов веселить и радовать ребятню, раздавая подарки и «зажигая» новогодние елки. Но так было не всегда. Еще в дохристианские времена мир славян был населен массой богов, духов, различных потусторонних сил. Был среди них и зимний дух, наводивший на землю морозы и метели, покрывавший реки льдом, а поля снегами. В зависимости от региона звали его по-разному: Зимником, Снеговеем, Трескуном, Студенцом, Карачуном, Морозкой, Морозом.

Добродушием он не отличался, а вот напакостить был не прочь: мог выморозить озимые, замести непролазными сугробами дороги, напустить холода в избу или хлев, сковать льдом колодцы. Естественно, что такого духа приходилось всячески ублажать: выставлять ему угощение и подарки, задабривать заклинаниями и ритуальными действиями, выпрашивать у него, как минимум, лояльного отношения. Принятие христианства не изменило народного отношения к зимнему духу, которого продолжали опасаться и всячески ублажать. Кстати, и в народных сказках этот дух не был добрым дедушкой. Он мог и жестоко покарать, и щедро наградить, только завоевать его благосклонность было не просто. Обычно его представляли в образе невысокого коренастого деда с длинной седой бородой, который своим дыханием насылает на землю студеные ветры и метели; или же высокого старика богатырского сложения, этакого зимнего кузнеца, сковывающего льдом реки и озера. Особенно зимний дух не любил тех, кто дрожит от холода, жалуется на стужу и стремится побыстрее спрятаться в тепло. Таких он обязательно замораживал, если не до смерти, то до сильного озноба, когда зуб на зуб не попадает. Румяные же девицы и молодцы, радующиеся снегу и морозам, всегда вызывали у него симпатию, таких зимний дух мог щедро наградить. Примерно в таком виде он и появился в литературных переложениях народных сказок.

 

Одним из первых рассказал историю зимнего старика-волшебника Мороза Ивановича писатель князь Владимир Одоевский, опубликовавший в 1840 году книгу «Детские сказки дедушки Иринея».

Сюжет сказки «Мороз Иванович» немного напоминает сюжет знаменитого фильма «Морозко». Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом «сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой – от волос иней сыплется, духом дохнет – валит густой пар».

У Одоевского старик оказался относительно покладистым: Рукодельницу, наведшую в ледяном доме образцовый порядок, щедро наградил, а Ленивице, делавшей все по принципу «Авось и так пройдет», дал «пребольшой серебряный слиток, а в другую руку – пребольшой брильянт», оказавшиеся замороженной ртутью и ледышкой.

Некрасов не пошел по пути Одоевского, и не стал делать из своего Мороза покладистого старичка. В его поэме «Мороз, Красный Нос» зимний волшебник – жестокий и коварный старик, желающий заполучить в свое ледяное царство молодую вдову Дарью. О своих, мягко выражаясь, странноватых пристрастиях, он откровенно говорит сам: «Люблю я в глубоких могилах Покойников в иней рядить, И кровь вымораживать в жилах, И мозг в голове леденить». Он и поступает соответствующе, заморозив Дарью в лесу («Пушисты и белы ресницы, Морозные иглы в бровях…») и оставив детей круглыми сиротами. Кстати, редко кто читал поэму полностью, поэтому и помнят из неё этакое бравурное «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои…». А ведь поэма начинается со смерти и заканчивается смертью.

7

В пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» и одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова появляется Дед-Мороз – старик, нравами схожий с некрасовским, но имя которого звучит практически по современному. В этих произведениях нам более интересна сама Снегурочка, которая является дочерью Деда-Мороза и Весны-Красны. Именно с этого времени снежная девушка обретает некоторую популярность. Стоит отметить, что Снегурочка с мифологией не связана, она не более чем просто сказочный персонаж, причем, не особо распространенный в народном фольклоре. А «в массы» она пришла только благодаря Островскому и Римскому-Корсакову.

Получается, что и Дед Мороз, и Снегурочка были «созданы» задолго до того, как они стали неизменными героями новогодних праздников. Первым «пробился» на праздники Дед Мороз. Произошло это еще в конце XIX века, но только в городах, где деда с большой белой бородой, одетого первоначально в деревенский тулуп, позднее – в красную шубу, стали использовать для раздачи рождественских подарков, якобы принесенных им из леса.

Завоевать широкую популярность Дед Мороз не успел, так как после революции празднование и Рождества, и Нового года были запрещены, как и украшение елки. Полностью изжить зимние праздники не удалось, и во второй половине 30-х годов власть разрешила праздновать Новый год и устраивать для детей представления у наряженной елки. Тогда-то и «возродили» Деда Мороза, который теперь стал раздавать новогодние подарки, о рождественских уже и не вспоминали.

С 1937 года начали проводить для детей елки в Кремле, неизменным участником которых был сказочный Дед Мороз. Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим – большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками. Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Самым удачным персонажем оказалась Снегурочка, быстро завоевавшая популярность у детей, но ставшая Деду Морозу внучкой, а не дочкой, как раньше.

Уже более пятидесяти лет Дед Мороз и Снегурочка являются неизменными участниками всех новогодних торжеств, даря радость и детям, и взрослым. До Нового года осталось всего пара недель, приглашайте, они и к вам придут в гости.

Знакомимся  Санта

9

Заграничный Санта, оказывается, подает негативный пример детям. Ученый из Великобритании вообще к образу Санта-Клауса предъявил целый рад замечаний: Санта и с вредной кока-колой, и с толстым животом, и без шлема на оленях летает, да еще и трубку курит. Вот дети смотрят на него и считают, что полнота – признак хорошего человека, и вредное – не совсем вредное, если в праздник.

Откуда родом Санта-Клаус? Не всякому на ум приходит, что сказочный Санта-Клаус, занимающийся распределением рождественских подарков среди хороших девочек и мальчиков, носит имя вполне реально существовавшего когда-то человека. Николай, епископ города Мира в малоазийской провинции Ликия, совсем не был похож на улыбчивого дебильного старичка в красном колпаке и в шубе. О жизни этого человека, почитаемого святым, как у католиков, так и у православных, известно немного. Даже годы его жизни установлены приблизительно. Родился он, скорее всего, в 260 году, а умер, возможно, в 345-м. Его родная провинция Ликия находилась на юго-западе нынешней Турции. Так что и шуба, и теплый колпак вряд ли понадобились бы ему на побережье Средиземного моря, там, где сегодня размещается известный курорт Анталия. Известно, что родился Николай в городе Патара, в 50 километрах от Мир, что в юности он совершил паломничество в Святую землю и в Египет, что по возвращении стал главой христиан города Мира. При гонениях на христиан во время правления императора Диоклетиана его посадили в тюрьму. После того, как воцарился новый император Константин, Николая из тюрьмы выпустили и даже принимали при императорском дворе, где он, среди прочего, просил снизить налоги. Вообще христиане приписывают Николаю Мирликийскому безмерную доброту и любовь к людям.

e20a2163d6d2cc45f1677e1fbaf9e44a

По легенде, в своем родном городе Николай приостановил казнь трех невинно осужденных. Считается, что святой Николай не оставляет своим покровительством людей весьма далеких от веры, преступников и даже язычников и иноверцев. Среди прочих добрых дел, сотворенных Николаем – три кошелька с золотом, подброшенные в дом, где жили три сестры. Отец не мог их прокормить и хотел отдать в проститутки. Нормальный способ для женщины заработать на жизнь в те благословенные времена. Благодаря подарку святого, девицы благополучно вышли замуж. Именно от этого случая уже в более поздние времена в Германии и в Голландии, где святого Николая (Николауса – Клауса) тоже весьма почитали, пошел обычай в день этого святого, 6 декабря, делать детям подарки от его имени. Через некоторое время обычай дарить детям подарки сместился на три недели, на рождественские праздники, но ответственным за их вручение остался святой Николай, по-немецки Санта-Клаус. А красный цвет шубы и колпака Санта-Клаусу достались в наследство от святого Николая, которого на европейских иконах изображали в красной епископской мантии и в такого же цвета головном уборе.

8

В 1922 году компания «Кока-кола», фирменный цвет которой тоже красный, мобилизовала Санта-Клауса на рекламную службу. Дело в том, что зимой продажи прохладительного напитка падали. Компания начала внедрять в головы покупателей новый слоган: «Жажда не знает сезонов». Санта-Клаусу кроме мешка с подарками для детей вручили также бутылочку «Кока-колы».

 

С 1931 по 1964 год Санту в разных положениях, но с обязательной бутылкой колы в руках рисовал популярный художник Хэддон Сандблом (Haddon Sundblom). Благодаря его реалистичной технике рисования (и еще благодаря длительному воздействию рекламы), люди теперь точно знают, как выглядит рождественский дед. Улыбчивый и бородатый, в меру упитанный старичок, небольшого роста. Вот так и завершился круг.

Святой Николай усердно боролся с древнегреческими богами. Его трудами был до основания порушен храм Артемиды в Мирах, чтобы и духа не осталось от идолопоклонства. А по истечении полутора тысяч лет в головах большинства христиан – европейцев и американцев – он превратился в Санта-Клауса, который, в сущности гораздо больше похож на доброго скандинавского языческого божка, чем на сурового христианского святого. Разве что божка этого приставили к полезному делу – обслуживать великий христианский праздник.

Добавить комментарий